Skip to main content
Отклонения в психическом развитии ребёнка

Отклонения в психическом развитии ребёнка

 

Каждому из нас важно уважать себя,   относиться к самому себе   положительно. Позитивное отношение   к самому себе закладывается с   младенчества, а точнее, со дня   рождения ребёнка.

 Это с годами мы зачастую теряем такую   изумительную способность, данную нам от природы, отличать ложь от истины. Младенец же не переносит никакой фальши. Если он ощущает искреннюю и нежную любовь к себе, тепло, заботу, если общение со взрослыми приносит много положительных эмоций, то у малыша формируется позитивное отношение и к самому себе, как к объекту, достойному любви. Что, естественно, не является никаким препятствием для того, чтобы впоследствии у ребёнка сложилась объективная самооценка и он был бы способен к самокритике.

Однако на развитие младенца, на формирование его характера прямо влияет наследственность и перенесённые заболевания. Эмоциональное состояние матери во время беременности и после рождения малыша далеко не последний фактор, влияющий на поведение ребёнка.

Отклонения в психическом развитии вызывают такие сенсорные нарушения, как глухота (или тугоухость), слепота (слабое зрение), а также такие поражения ЦНС, как умственная отсталость, двигательные нарушения, тяжёлые нарушения речи и т.д. Если присутствует одновременно несколько факторов, то, естественно, и отклонения будут выражены сильнее. Однако каким бы ни был характер первичного нарушения, всегда наблюдается отставание в развитии, отставание в сроках формирования психических функций. Например, глухие и слабослышащие дети начинают манипулировать предметами гораздо позже и предметная деятельность (важнейшая для развития ребёнка в раннем возрасте) становится ведущей лишь к 5 годам. У умственно отсталых — лишь к концу дошкольного возраста. Отстаёт развитие всех познавательных процессов, всех видов мышления, а также восприятие, сам процесс общения.
 
Причин задержки психического развития (далее — ЗПР) очень много. Она может быть вызвана дефектами и аномалиями внутриутробного развития, органическим поражением центральной нервной системы (далее — ЦНС), родовой травмой, тяжёлыми инфекционными и соматическими заболеваниями (физиологическими заболеваниями, в основе которых лежит психологическая подоплека), сенсорными нарушениями (нарушениями слуха и зрения), причём иногда ЗПР выражена в такой сильной степени, что это становится препятствием для нормального обучения ребёнка в обычной средней школе.

Все эти причины приводят ребёнка также к инфантилизму, когда его психическое развитие соответствует более раннему возрасту.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех детей с отставанием. Понимание речи затруднено, сама речь может развиваться с опозданием, иметь серьёзные, существенные дефекты (например, нарушения произношения, бедность лексики и семантики (непонимание или неправильное понимание значений слов), агграматизмы (грамматически неправильное построение речи). Часто речь, формально развитая, в то же время может быть бессодержательной и пустой.

Речь может отсутствовать вовсе (особенно при умственной отсталости, алалии (отсутствии или ограничении речи из-за недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга). Речь может отсутствовать и при глухоте, тяжёлой тугоухости, а также при детском церебральном параличе.

Если поражения ЦНС являются внутриутробными, то отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребёнка. Если же ЦНС поражается после рождения (постнатально), то, соответственно, и отклонения в развитии появляются с момента возникновения дефекта.

Нужно обращать пристальное внимание даже, на первый взгляд, совсем незначительные, не бросающиеся в глаза нарушения, т.к. они вызывают отклонения в психическом развитии. Поэтому крайне важно обнаружить отклонения в развитии на самых ранних сроках и установить правильный диагноз первичного дефекта, который повлёк за собой отклонения в психическом развитии. Поскольку успешность коррекции и компенсации отклонений в психическом развитии очень сильно зависит от сроков начала коррекционной работы с ребёнком, то одной из первоочередных задач родителей — не упустить момент, когда требуется вмешательство специалиста. Конечно же, содержание и методы коррекционной работы тоже чрезвычайно важны.

Мы уже не один раз говорили о том, как важны для малыша нежная забота, внимание, ласка и любовь со стороны взрослых, особенно (на раннем этапе жизни) со стороны матери. Для гармоничного развития малыша, профилактики отставания в развитии, мать должна уделять общению с ребёнком как можно больше времени, больше разговаривать (при этом ни в коем случае не искажать слова, не «сюсюкать»), петь песенки, что-либо рассказывать, называть и показывать различные предметы и действия.

Недостаток материнского внимания, общения с матерью, ласковых слов, прикосновений и т.п. (что может быть вызвано болезнью, смертью, длительным отсутствием матери или психологическим непринятием матери своего ребёнка, отсутствием любви к нему) неизбежно приводит к нарушению физического и психического развития, их задержке, к невротизации малыша и формированию у него аффективных расстройств (резких колебаний настроения, его внезапного подъёма и спада без всяких видимых оснований). Любите своего малыша! Будьте внимательны к нему, и он вырастет здоровым.