Skip to main content
Пренатальный период

Пренатальный период

Внутриутробный (эмбриональный) период развития плода по-научному называется пренатальной стадией развития, которая отвечает за физическое формирование плода. Это период от оплодотворения до рождения.

В пренатальном периоде развиваются все виды чувствительности: зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, болевая чувствительность, температурная и сенсорная (в т.ч. звуковая) чувствительность, а также моторика. 

Физиологически связь с матерью (питание, получение кислорода и удаление отходов) происходит через материнскую систему кровообращения. В пренатальный период организм ребёнка наиболее восприимчив ко всем вредным воздействиям (интоксикации любого происхождения, облучение, недостаток кислорода, физическая травма и другим), каждое из которых может вызвать врожденные пороки развития любого органа. 

Пренатальная стадия затрагивает и психическое развитие. Её влияние на развитие личности огромно. Мы уже говорили о том, что от физического и эмоционального состояния матери, её эмоций во время беременности прямо зависит психологическое благополучие и нормальное психическое развитие ребёнка после рождения.

Стрессы, разочарования, пережитые беременной женщиной, предрасполагают ребёнка к дальнейшим психологическим срывам. Болезни матери во время беременности также отражаются на психическом состоянии ребёнка после рождения.

Поэтому считается, что для формирования у ребёнка устойчивой нервной системы, уравновешенности, мать должна по возможности избегать стрессов и получать как можно больше положительных эмоций во время беременности, слушать красивую музыку, получать эстетическое наслаждение. Ещё не родившиеся дети очень тонко ощущают нюансы физического и эмоционального состояния матери, испытываемые ею эмоции передаются и ему. 

Негативное состояние матери вызывает конфликт развития ребёнка на пренатальной стадии. Также ребёнок чувствует отношение к нему окружающих и «знает», с любовью и нетерпением ожидают его рождения или же он нежеланен. Эта информация передаётся через эмоциональную связь с матерью. «Нежеланные» дети — это, как считается, большинство детей переношенных беременностей (дети «не хотят» рождаться).

Крепкие взаимоотношения с отцом можно установить ещё до рождения малыша. Если отец «общался» с ребёнком до родов («разговаривал» с ним), то, родившись, ребёнок намного быстрее и теснее устанавливает с ним эмоциональный контакт. 

Нормы развития плода

Многих будущих матерей волнуют нормы развития малыша — и до, и после рождения. Что же такое норма? Это соответствие тому, что является характерным и типичным для группы данного возрастного периода; норма — это показатель, не отклоняющийся заметно от среднего.

Конечно, у каждого ребёнка свой, индивидуальный путь развития. Но нормы всё же существуют. 

Вот нормы развития во внутриутробном периоде:

• завершение формирования всех отделов мозга, начало функционирования вестибулярного аппарата — 6 недель (1,5 месяца); 

• может открывать рот — 10 недель (2, 5 месяца); 

• может сгибать пальцы — 10,5 недель (чуть больше 2,5 месяцев); 

• появление хватательного рефлекса, ребёнок может двигать пальцами и сжимать их в кулачок — 11,5 недель (почти 3 месяца); 

• появление сосательного рефлекса — 13 недель (3 месяца и 1 неделя); 

• плод щурит глаза, улыбается — 17 недель (4 месяца и 1 неделя); 

• плод делает хватательные движения — 20 недель (5 месяцев); 

• появляется слуховая чувствительность, плод реагирует на шумы — 24 недели (6 месяцев); 

• появляются вкусовые ощущения — 28 недель (7 месяцев). 

Незначительные отклонения от нормы чаще всего не свидетельствуют о патологии, а только говорят о том, что ваш ребёнок проходит свой, индивидуальный путь развития.

Ирина Бойко