Блез Паскаль
В прошлый раз мы познакомились с Монтенем , а сегодня нам предстоит не менее увлекательное знакомство с его современником, Блезом Паскалем (1623-1662) – выдающимся французским математиком и физиком, философом (прежде всего христианским) и писателем. Б. Паскаль с детства обладал необыкновенными способностями к науке; впоследствии он стал одним из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создателем первых образцов счётной техники, автором основного закона гидростатики.
23 ноября 1654 года Б. Паскаль пережил потрясение, а именно – мистическое видение, которое он описал в записке, названной им «Мемориал». Записка была зашита в подкладку камзола и обнаружена после его смерти. Из документа следует, что Паскаль обрёл Бога и понял всю суетность и ничтожество мирской жизни, в том числе ученых занятий. После этого дня Б. Паскаль практически отказался от любых исследований и служил только Богу. Отныне главной целью своей жизни он считал обращение людей к вере.
Но не только этим знаменит удивительный француз. Свои мысли – богословские, а также суждения о жизни и людях, точные и ёмкие, он записывал в виде тезисов, которые через 8 лет после его смерти вышли в виде сборника «Мысли о религии». Но, разумеется, там есть мысли не только о религии и христианской морали. Нас интересуют те из них, которые касаются психологии человека, его внутреннего мира.
Итак…
Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.
Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это еще не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.
Добрые слова оставляют в душах людей прекрасный след. Они смягчают, утешают и исцеляют сердце того, кто их слышит.
Когда человек пытается довести свои добродетели до крайних пределов, его начинают обступать пороки.
В наши времена, когда истина скрыта столькими покровами, а обман прочно укоренился, распознать истину может лишь тот, кто горячо ее любит.
Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренни и беспристрастны.
Нет несчастья хуже того, когда человек начинает бояться истины, чтобы она не обличила его.
Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе.
Общественное мнение правит людьми.
Насколько справедливее кажется защитнику дело, за которое ему щедро заплатили!
Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.
Любовь и ненависть часто мешают справедливому суждению.
Лучшее в добрых делах – это желание их утаить.
Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием.
Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано.
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
Предвидеть – значит управлять.
Всё достоинство человека – в его способности мыслить.
Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому что сильно. Почему люди следуют укоренившимся законам и убеждениям? Потому ли, что они здравы? Нет, потому что общеприняты…
Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть.
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо он сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает. Итак, все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, отнюдь не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно, в этом – основа нравственности.