Альфред Адлер

Альфред Адлер

Сегодня мы продолжаем знакомиться с типологиями личности и характера. На этот раз — с теориями последователей Зигмунда Фрейда, его учениками, одним из которых был Альфред Адлер (1870—1937), австрийский психолог и психиатр, создатель системы индивидуальной психологии.

Адлер подчёркивал важность раннего детства в формировании характера, с чем, собственно говоря, согласны все без исключения современные психологи, вне зависимости от того, к какой психологической школе они принадлежат. Согласно Адлеру, к 4—5 годам способы поведения и привычки, индивидуальные черты настолько закрепляются, что составляют стиль жизни, в дальнейшем практически не поддающийся изменениям.

Значительное отличие от учения  Фрейда состоит в том, что Адлер в центр своего учения вместо сексуальности поставил чувство неполноценности. Маленькие дети, по сути, в действительности беспомощные, считают себя низшими существами во взрослом окружении и переживают чувство подчинённости. Чтобы преодо­леть ощущение неполноценности, компенсировать его, человек тянется вперёд, стремится к совершенству, достижению поставленных целей, к выработке выдающихся личных качеств. Адлер утверждал, что все наши действия и поступки продиктованы нашим стремлением к превосходству.

В соответствии с закреплённым стилем жизни А. Адлер выделил три типа людей: 1) управляющий; 2) берущий; 3) избегающий; 4) социально полезный.

К управляющему типу относятся самоуверенные, настойчивые, напористые люди, но мало заботящиеся о благополучии окружающих. Таким людям свойственно решать возникающие жизненные проблемы в агрессивной, антисоциальной, враждебной манере. Этот тип больше других представлен нарушителями закона и наркоманами.

Люди берущего типа, как хорошо видно из названия, относятся к миру прагматически и даже паразитически, удовлетворяя бóльшую часть своих немаленьких потребностей за счёт других людей.

Основная задача — получить от людей всё, что только можно, всё, что они могут дать; использовать их с максимальной выгодой для себя. Однако берущие люди малоактивны, поэтому относительно безопасны для окружающих в том смысле, что благодаря собственной пассивности они вряд ли могут причинить значительные неприятности другим.

Избегающий тип людей больше всего на свете боится неудач, чем стремятся к успеху, и это обстоятельство предопределяет все их поступки и мысли. Они стараются бежать от решения жизненных задач, не проявляют достаточной активности и интереса для того, чтобы решить свои проблемы.

Четвёртый, социально полезный тип — идеальный адлеровский тип, воплощение зрелости и высокого уровня активности. Такие люди являются социально ориентированы, они заинтересованы в межличностном взаимодействии и готовы взять на себя заботу о других. Люди, принадлежащие к данному типу, самостоятельно решают собственные проблемы, проявляют ответственность, умеют сотрудничать.

Понятие «социальный интерес» является ключевым в индивидуальной психологии Адлера, т.к. учёный был глубоко убеждён в том, что все люди — существа социальные и не могут жить вне социально культурного контек­ста. По Адлеру, социальный интерес — показатель психического здоровья личности; «нормальные», «здоровые» люди заинтересованы в благополучии всех людей и стараются внести свой вклад улучшить жизнь представителей человечества.

Но это не единственная классификация Адлера. В основе другой его типологии — порядок рождения ребёнка в семье. Согласно этому, учёный разделил людей на следующие типы: 1) первенец (старший ребёнок); 2) единственный ребёнок; 3) второй (средний) ребёнок; 4) последний ребёнок (самый младший).

Первенца Адлер называл «монархом, лишённым трона», т.к. после него в семье появляются ещё дети. Старший ребёнок старается вернуть первенство в семье, т.к. раньше он один получал целиком безграничное внимание и любовь родителей. Конечно, как бы он ни старался, вернуть своё центральное положение в семье не удастся. В процессе борьбы первенец убеждается, что родители слишком заняты или слишком равнодушны, поэтому он приучается не нуждаться в чьей-то привязанности. Вырастая, такой ребёнок продолжает стремиться к лидерству и власти и становится консерватором, ревностно оберегающим моральные устои, а также выделяется своим интеллектом и высоким уровнем образования.

Единственный ребёнок не конкурирует ни с кем — у него нет в этом необходимости. Вырастая, он невольно ожидает такого же внимания и заботы от других людей. Эгоцентризм часто является присущей такому «ребёнку» чертой.

Второй (средний) ребёнок всеми силами стремится «дотянуться» до достижений старшего брата или сестры. Благодаря этим усилиям он действительно добивается иногда даже бóльших успехов, чем старшие, и темп его развития может быть более высоким. Даже маленькие «вторые» дети, подстёгиваемые этим подсознательным стимулом, могут раньше начать разговаривать или ходить. В результате такой ребёнок вырастает честолюбивым, вся его жизнь посвящена желанию доказать тому, что он лучше других, он ориентирован только на успех. Чтобы добиться его, готов на всё.

Иногда он ставит перед собой недостижимые или слишком трудно достижимые задачи, а это повышает вероятность возможных неудач.

Последний ребёнок (самый младший) всегда окружён заботой и вниманием со стороны всех членов семьи: родителей, бабушек и дедушек, а также старших братьев и сестёр. Как правило, у ребёнка нет ничего своего, т.к. ему приходится донашивать вещи старших детей, у которых к тому же больше привилегий. Адлер называл самого младшего ребёнка борцом, возможным будущем революционером — испытывая чувство неполноценности, он подстёгивается стремлением превзойти братьев и сестёр — честолюбием, которое помогает ему действительно стать лучшим.

Category