Древний мир Гиппократа и Платон
Начнём, пожалуй, с самого начала. Попытки создать типологию характеров уходят корнями в далёкое прошлое. И, что неудивительно, первые такие попытки были предприняты в колыбели человеческой цивилизации – Древней Греции. В переводе с греческого слово «характер» («charakter») – это «чеканка», «примета», «печать», «отпечаток».
Великий греческий врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.), «отец современной медицины», оставил после себя огромное количество трудов, значение которых невозможно переоценить. Многие его открытия и подходы в лечении больных сохраняют свою актуальность и по сей день. До нас дошло около 70 его сочинений об искусстве врачевания.
Знаменитый учёный и врач занимался поиском оснований для классификации индивидуальностей. Помимо выделения четырёх типов темперамента (холерического, сангвинического, меланхолического и флегматического), он впервые попытался связать конституциональные особенности, телосложение людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. Например, опираясь на эмпирические (опытные) данные, он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые – к туберкулезу. Описанные два строения тела являются самыми общими, но это положило начало к более позднему созданию типологий личности, основанных на телесной конституции.
Одну из первых классификаций характеров создал Платон (428 или 427 до н. э., Афины – 348 или 347 до н. э., там же) – древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Платон предположил (труд «Государство»), что душа человека состоит из трёх главных элементов: один из них связан с любовью к чувственным удовольствиям (еде, питью и др., а также деньгам). Второй компонент касается страсти или «моральной силы». Он выражается в виде храбрости, конфликтности, стремления к власти или славе. Третий элемент имеет философскую природу и отвечает за мыслительную деятельность человека. Он стимулирует любовь к знаниям и обучению. Разница в соотношении этих трёх компонентов характера определяет различия между людьми. Таким образом, все люди делятся на три группы: 1) стремящихся к богатству; 2) стремящихся к славе; 3) стремящихся к знаниям. Платон выделял третью группу и называл её представителей более развитыми, обладающими более полными знаниями об окружающем мире и поэтому более других подходящих на роль правителей государства. К слову, задайте себе вопрос: сколько человек из нашего правительства относится к этой группе платоновской типологии?
Платон сравнивал государство с человеком, а тип управления уподоблял типу характера. Отсюда его аналогия: тирания как способ правления государства сравнивается им с тираническим человеком, а идеальное государство – с мудрым философом. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей.
Типология Платона была основана на этических принципах. По его мнению, душа состоит из трёх частей, первая из которых – возвышенная, имеющая сверхчувственное происхождение; вторая – благородная, являющаяся источником мужества и честолюбия и третья, самая низменная, источник различного рода вожделений.
Исходя из этого утверждения, он выделил 5 типов характеров: 1) нормальный (для него характерна возвышенная душа; преобладает такая её часть, как интеллект); 2) тимократический (с ярко выраженным честолюбием, преобладает воля, потребность в борьбе); 3) олигархический (в нём сочетаются как положительные (сдержанность и бережливость), так и отрицательные (скупость и стяжательство) черты; 4) демократический (преобладает эмоциональность с нравственной неустойчивостью); 5) тиранический (преобладает эмоциональность с самыми низкими, животными влечениями).
Последние два характера Платон считал более низкими, чем три первых.
Также Платон, как и позднее его ученик Аристотель, полагали, что можно определить характер человека, находя в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли характер человека с характером этого животного.