Психологическая диагностика

Психологическая диагностика

 

С целью диагностики широко   используются наблюдение, беседа,   интервью и др. Однако для постановки   психологического диагноза этого часто   бывает недостаточно. Тогда психологу   на помощь приходят   профессиональные психологические   методики.

Виды методик психодиагностики

Существует несколько ви­­дов психодиагностических методик. Основные методы диагностики — тестирование и опрос (с помощью тестов и опросников (устных либо пи­сьменных). Социометрические опросы (как вид опросов) позволяют определить характер межличностных отношений в группе (чаще все­го — в трудовом коллективе): обследуемые должны сделать выбор со своими коллегами в предлагаемой им ситуации, на основании чего делается вывод о предпочтениях и психологическом кли­мате в коллективе, а также потенциальных конфликтах.

Тесты делятся на разные группы в зависимости от объединяющих их признаков.  В свободных тестах содержание ответов или действий определяет сам испытуемый (например, ему предлагается ответить на какой-либо вопрос, дополнить предложения, нарисовать что-либо (проективные рисуночные тесты).

Структуированные тесты

В структурированных тестах ответы даются в заранее определенных формах (да — нет, либо надо сделать выбор правильного или наиболее точного ответа (одного или нескольких).

Шкалированные тесты

Шкалированные тесты предполагают выбор ответа, находящегося между двумя крайними вариантами (например, между цифрами 10 и 1, соответствующими, допустим, оценка «всегда» или «никогда», между которыми находятся и «очень часто», и «часто», и «иногда», и «редко», и «очень редко»).

Личностные тесты

Личностные опросники (тесты) исследуют такие психологические качества личности, как, например, агрессивность, тревожность, темперамент, самооценка и т. д.  В личностных тестах человек может легко повлиять на результат тестирования и исказить его, давая неискренние ответы. Для того, чтобы не допустить этого, в таких тестах используются вопросы на искренность (ложь) — так называемые «шкалы лжи», которые удачно «маскируются» в основном тексте опросника и обнаружить их испытуемому не всегда просто. Если, стремясь создать о себе хорошее впечатление, человек в своих ответах превысит допустимый предел возможной неискренности (допускается какой-то предел «случайной неискренности»), то резуль­та­ты теста будут считаться недействительными.

Личностные тесты бывают однофакторными (где выявляют отдельные особенности человека, например, только его темперамент) и многофакторными (дающими разносторон­нюю комплексную оценку психологических качеств личности).

Компьютерные тесты

Самыми распространенными, пожалуй, можно назвать бланковые (или компьютерные) тесты. Тесты очень разнообразны. Они имеют определенную шкалу значений и состоят из различных вопросов или задач. Испытуемому предлагают обычно выбрать вариант ответа из нескольких предложенных. Тесты широко используются службами персонала, кадровыми агентствами.

Использование тестов помогает каждому человеку объективно оценить свои личные и деловые качества и корректировать поведение для успешной реализации личных и профессиональных целей. Особые группы образуют тесты интеллекта и проективные тесты.

Проективные тесты

Проективные методики отличаются неопре­деленностью материала, предла­гаемого клиенту и относительно большой свободой выбора ответа или варианта действия. Ответы на задания проективных тестов, выбор вариантов допускают широчайший диапазон значений.  Предполагается, что в ходе выполнения заданий человек неосознанно «проецирует» самого себя, выдает то, что невозможно оценить другими методами.

В качестве материала испытуемому предлагаются различные картинки (по которым надо составить рассказ), незаконченные фразы (которые надо закончить), бесформенные пятна (например, тест Роршаха), о которых нужно сказать, что ты в них видишь.

Эффективность проективных методик

Рисуночные тесты тоже относятся к проективным, в последнее время они приобрели большую популярность. Человеку предлагается нарисовать что-либо (человека, дом, животное, дерево, чашку или другой объект), причём для анализа и интерпретации результата имеет значение буквально всё: размер изображаемого, последовательность того, что изображается, месторасположение на листе, наличие (отсутствие) деталей, их форма, используемые цвета и даже сила нажима карандаша.

Путем проективной диагностики выявляются качественные особенности личности, не оцениваемые по каким-либо критериям, полученные показатели не оцениваются как высокие или низкие. Именно поэтому некоторые психологи считают проективные методики ненадежными, однако их результативность во многом зависит от квалификации и опыта работы с ними применяющего их психолога.

На самом деле проективные методики высокоэффективны, однако всегда есть опасность того, что так как строго определенные критерии оценки отсутствуют, то, естественно, трудно избежать субъективности интерпретации результатов: отпечаток на интерпретацию будет накладывать личность психолога. Это большой недостаток проективных методик.

Основное же их достоинство состоит в том, что они позволяют осветить такие стороны внутреннего мира человека, которые он бессилен выразить прямо. Таким образом, психодиагностика, обладая разнообразным арсеналом средств, всегда может прийти на помощь психологу, у которого есть выбор: какую из методик использовать в той или иной ситуации.

Ирина Бойко