Эриксон Э.-Г. «Эгоидентичность» концепция типов личности

Эриксон Э.-Г. (1902—1994) — американский психолог и психотерапевт, один их основателей эгопсихологии. Ученый не предложил собственную классификацию типов личности и характера, однако он рассмотрел способы поведения и ввел понятие «эгоидентичность, что понималось им как призма, через которую человек воспринимает себя и воспринимается другими людьми, а для этого ему необходимо осознание, что он принадлежит к своей группе. 

«Эгоидентичность» окончательно формируется в поздней юности и характеризуется умением нести ответственность за свой образ жизни, свое место в ней, свою роль, целостностью личности. Утрата эгоидентичности сопровождается неврозами, презрением к себе, отчаянием и страхом смерти. 

Эта концепция Эриксона получила название «эгопсихология». Основой ее является то, что главное в человеке — не бессознательное (как у З. Фрейда), а осознанное (т. е. сознаваемая человеком часть Эго, которая стремится к индивидуальности и сохранению ее целостности). 

Эриксон придерживался мнения, что развитие личности — процесс всей жизни, а не одних только первых шести лет (как опять-таки у З. Фрейда). Ученый выделил несколько периодов развития идентичности, в каждом из которых формируются определенные качества и черты характера, имеющие два полярных варианта. То есть на каждом возрастном этапе переживается конфликт, в результате которого приобретается одно из противоположных свойств, качеств характера, определяющие впоследствие все поведение, мотивы, выборы человека. Родителям очень полезно знать эту периодизацию, чтобы учитывать ее при воспитании своих детей.

Если кратко, то периодизация эта такова:

  1. от рождения до года. Формируются чувства базового доверия или недоверия (т. е. открытости к миру или настороженности и закрытости);
  2. от года до 3 лет: чувство самостоятельности или зависимости от окружающих;
  3. от 3 до 6 лет: инициативность или чувство вины;
  4. от 6 до 14 лет: трудолюбие, творчество и адекватная самооценка или чувство неполноценности;
  5. от 15 до 20 лет: ролевая инициатива (выбор путей своего будущего) или неопределенность;
  6. от 20 до 35 лет: чувство общности или изоляции (развитие близких отношений с окружающими, особенно другого пола);
  7. от 35 до 65 лет: стремление к постоянному развитию и творчеству или к покою и стабильности;
  8. после 65 лет: пересмотр жизни, итоги прожитым годам и связанное с этим чувство удовлетворения или отчаяния.

Если внутренний конфликт на каждом этапе разрешается благополучно, то личность получает так называемую «добродетель».

В соответствии с этапами, можно приобрести следующие добродетели: 1) надежду; 2) волю; 3) цель; 4) уверенность; 5) верность; 6) любовь; 7) заботу; 8) мудрость. 

Э. Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности личности и опасность внутренних конфликтов. Поэтому он считал, что человеку не стоит стремиться поменять свое чувство отношения к миру и к себе на противоположные (например, закрытость на доверие к миру), так как это вызовет внутренний конфликт, разрушающий равновесие и цельность личности. Лучше, как полагал ученый, следовать уже заданному, сформировавшемуся вектору, это поможет сохранить чувство стабильности и оставит идентичность целой, а также поможет адаптироваться и найти подходящий конкретному человеку образ жизни.
Смысл помощи психолога человеку Эриксон видел в возвращении утраченного чувства идентичности.

Конечно же, концепций типов личности в психологии огромное количество, и некоторые из них дополняют, а некоторые просто взаимоисключают друг друга. Но это просто взгляд на такую Великую Тайну Вселенной, как человеческая личность, с разных ракурсов. Что-то спорно, а что-то бесспорно, но все эти концепции и теории только помогают взглянуть на человека под разными углами. А ведь это, согласитесь, только помогает понять картину в целом).

Ирина Бойко




Читайте також: 

Додати новий коментар