Проблема подготовки к школе

Проблема подготовки к школе рано или поздно возникает в каждой семье. На мой взгляд, этой проблемы бы не существовало вообще, если бы ребенку уделялось должное внимание и время в течение всей жизни с момента рождения.

Задолго до поступления в школу ребенок должен уметь читать (не по складам!), считать до 100 (подряд и совершать простейшие арифметические действия), писать буквы, знать времена года и месяцы, дни недели, уметь выстраивать логические цепочки умозаключений, описывать картинку, предмет, пересказывать небольшие тексты, отвечать на вопросы развернуто (а не односложно), рисовать элементарные объекты (цветочки, домики, человечков) и т. п. Это несложно для вашего ребенка — можно сказать, это программа-минимум его развития.

Большую ошибку делают родители, полагающие, что ребенка всему научат в школе (или в садике). Почему?

На это есть несколько ответов

Первое. Ребенок развивается только в общении со взрослыми. Общение с ровесниками никоим образом не способствует его развитию. Таким образом, если вы отдали малыша в садик с целью, чтобы он научился общаться с детьми и получил опыт поведения в коллективе, вы достигнете цели. Если вы отдали ребенка в садик, чтобы его там чему-то научили и ждете, что он сделает рывок в своем развитии, вас ждет сильное разочарование.

Во-первых, воспитатели не могут уделить должного внимания вашему ребенку, потому что у него таких же малышей еще 10, 15, 20.

Во-вторых, вы не можете быть уверены в компетенции воспитателя.

И уже тем более, в-третьих, не стоит надеяться на индивидуальный подход: учет темперамента, способностей и интересов вашей крохи. Поэтому научить ребенка чему-то полезному и интересному — это исключительно ваша задача. Не надейтесь, что ребенок с радостью вдруг начнет учиться, если вся его жизнь состояла до сих пор из еды, сна, прогулок и телевизора.

Заинтересовать ребенка — главное, что вы должны сделать на первых порах. И поддерживать его интерес. Надо признать, что школа (даже если малыш с нетерпением ждет 1 сентября и с удовольствием идет в 1-й класс) в большинстве случаев очень быстро заглушает познавательный интерес и вообще желание учиться. Поэтому ваша непростая задача — поддерживать интерес своего сына или дочки к учебе на протяжении всего периода детства и подросткового возраста.

Кроме подготовки к школе, которая состоит в получении конкретных знаний, нужна также, если можно так выразиться, физиологическая и психологическая подготовка.

Физиологическая подготовка

Под физиологической подготовкой я подразумеваю перевод ребенка на школьный режим дня за несколько недель до школы. Это поможет первокласснику легко адаптироваться в новых условиях, пережить период привыкания к школе, к новой жизни, новому расписанию, без лишних стрессов, истерик и слез, особенно если ваш ребенок воспитывался дома и не ходил в садик.

Постарайтесь укладывать вашего малыша пораньше, чтобы он нормально выспался к утру, и будить его в то время, в которое вы будете его будить по утрам, собирая в школу. Вы поступаете в 1-й класс вместе с ним, к этому вы сами должны быть готовы. Ребенок ни в коем случае не должен недосыпать, это ухудшит его эмоциональное состояние, память, спо­собность сосредоточиваться и концентрировать внимание и т. д. Кормите его в то время, в которое он будет есть в школе. Займите его какими-то интеллектуальными играми и занятиями в то время, в которое он предположительно будет готовить уроки. Сократите просмотр телепередач до минимума.

Психологическая подготовка

Под психологической готовностью ребенка к школе подразумевается готовность, с какой ребенок собирается учиться. Определить ее просто. Если ваш малыш рассказывает родным и знакомым, что скоро он пойдет в школу, что там интересно, там ждут его много новых друзей и интересных занятий; если он с радостью едет с вами выбирать школьную форму, ранец (рюкзачок) и школьные принадлежности, если он не проявляет никакого беспокойства о том, что его жизнь скоро изменится, а наоборот, ожидает этого с нетерпением — его психологическая готовность к школе считается высокой. Если же все наоборот — то вашему малышу рано идти в школу. Попробуйте изменить это отношение. Прежде всего, проследите за своими словами.

«Язык мой — враг мой»

Эта истина неоспорима и давно известна. Если вы, вспоминая свои школьные годы, рассказываете больше о злых и несправедливых учителях, о плохих мальчишках и девчонках, о трудностях и сложностях, о том, как вам не хотелось вставать в школу, о том, как вы прогуливали уроки — чего ожидать от ребенка?

Даже если все это было именно так, справедливо, если вы дадите возможность своему ребенку получить собственный жизненный опыт. Негативную сторону жизни узнать он успеет всегда. Не разбивайте его мечту! Создайте позитивный образ школы. Разрушить положительный образ сложнее, чем из изначально негативного образа создать позитивный. Если вы в присутствии ребенка говорите с кем-то о том, что «вот в наше время, а сейчас…», что «дети все ужасные», «учителя тупые», «в школе творится черт знает что», «там ничему не учат», «какие там знания могут дать» и так далее — не ожидайте, что у вашего ребенка вдруг зародится энтузиазм учиться в таком сомнительном месте.

Говорите больше о том, что ребенка там ждут интересные книжки, новые друзья, забавные случаи и приключения, совместные походы, разные потрясающие знания, мудрые и справедливые учителя. Вы ведь не хотите, чтобы вашего ребенка 1 сентября нужно было тащить в школу на аркане? А дальше он разберется сам, что к чему.

Кроме того, есть надежда, что вашему малышу повезет со школой, классом и первым учителем больше, чем вам. А подробнее о том, как именно готовить ребенка к школе и что входит в эту подготовку, мы поговорим в следующий раз.

Ирина Бойко




Додати новий коментар