Вредные тенденции в воспитании детей

Так как в последнее время наметились весьма нехорошие, и, даже если сказать прямо, очень вредные тенденции в воспитании детей, которые, к сожалению, развиваются и поддерживаются некоторыми непрофессиональными педагогами и психологами, хочу еще раз акцентировать на этих тенденциях ваше внимание, чтобы избежать ошибок, за которые заплатит ваш ребенок. И вы тоже. И наше общество.

Тенденция первая. Вседозволенность. Ребенок — равный взрослому человек, имеющий те же права и сам имеющий право решать, что и когда ему делать (не делать). Никто не спорит, что ребенок — тоже человек. И что у него есть права. На моих тренингах для родителей или детей неизменной частью тренинга является «Декларация прав ребенка». Но не стоит забывать, что задача взрослых — воспитание и образование. Этот процесс невозможен (да, невозможен!) без определенного прессинга. Глупо рассчитывать на то, что маленький (или даже уже не совсем маленький ребенок), а тем более младший школьник понимает свою пользу, может быть дальновидным, предвидеть все последствия своих поступков (или бездействия), вообразить ожидающее его мрачное будущее (если он не будет учиться, например). Семья — это государство. Государство не может быть государством, если у него нет органов принуждения, контроля и наказания. Вы — взрослый, это почетное звание дала вам сама жизнь, вы выстрадали его своим жизненным опытом. Передайте его своим детям. Но не путем увещеваний, длинных и нудных морализаторских лекций, смысла которых ребенок зачастую даже не понимает! Самый лучший путь — заинтересовать ребенка тем, что необходимо для его развития, прямо или обманом (в данном случае обман во благо). Принуждение с последующим пооощрением тоже никто не отменял.

Тенденция вторая. Ребенок вырастет сам. В лучшем случае для воспитания и образования есть школа, пусть и справляется со своей функцией. Родили — и спасибо. Традиционная тенденция, которая была 100 лет назад, 50 и никуда не делась и сейчас. Опасная тенденция. Ребенку все без преувеличения дается и прививается в семье, все правила морали, сама нравственность, сами основы жизненной философии, отношения к людям, к животным, вежливость, образование — все дается вами, родители, в семье, дома. Не долбежкой, не изнуряющими занятиями по сверхпродвинутым методикам. Ребенок считывает информацию с вас, вы ведете себя так — и он будет вести себя так; если вы врете (грубите, проявляете бессердечность, равнодушие) и ребенок это слышит, он будет врать (грубить, проявлять бессердечность и равнодушие), т. к. считает это правильным, и что бы вы ни говорили вашему чаду о том, «что такое хорошо и что такое плохо» — все зря, если вы сами ведете себя не в соответствии с тем, что декларируете.

Основы хорошего образования — любознательность. Научите ребенка интересоваться миром вокруг себя, это один из главных подарков, который вы можете ему сделать.

Тенденция третья. Мой ребенок — «ребенок индиго». Меньше читайте бульварных журналов и газет, доверяйте профессионалам, читайте серьезную литературу. Никаких «детей индиго» не существует, это придумано американскими социологами и запущено «в массовое сознание» для того, чтобы выкачивать деньги из малообразованных и доверчивых родителей, лишенных аналитического мышления. У нас существует целая армия умственно отсталых, сверхагрессивных и нарциссических детских «личностей», коррекцией которых никто не занимается, поскольку их родители уверены, что все отклонения — вовсе не отклонения, а милые признаки гениальности. Не упускайте время. Не кормите недобросовестных аферистов, для которых вы являетесь дойной коровой и источником финансового благополучия. Лучше развивайте своего ребенка, хвалите за успехи, поддерживайте при поражениях, вселяйте в него веру в свои силы, не забывая при этом, что чрезвычайно важно уметь их правильно оценивать!

Тенденция четвертая. «Сделайте из моего ребенка лидера». Лидерские качества важны и нужны. Но не каждый рождается лидером и не из каждого можно (и нужно) делать лидера. Не ломайте психологический тип своего ребенка, отнеситесь к нему бережно. Большинство родителей под «лидерством» к тому же понимает агрессивность, сверхцелеустремленность, выражающуюся в способности ребенка идти к собственной цели по трупам других людей, готовности презреть все моральные нормы, все устои, все «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя» ради этой желанной цели. Собственно, одна мама мне так и заявила: «Да, если нужно, он должен уметь отодвинуть в сторону любого, расчистить себе дорогу, несмотря на то, что у кого-то там есть свои интересы» ну и дальше в том же духе.

Тенденция пятая. Учить всему, но поверхностно. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» (А. С. Пушкин). Тоже стара, как мир, но «обострилась» в последние годы. Иностранные языки, риторика, тренинги по тому же лидерству, каратэ и фигурное катание, брэйк-данс и уроки живописи, секция плавания и конного спорта.

Результат: ребенок не знает ничего. То есть совсем ничего. Не преувеличение. Давно известно, что мы лучше всего преуспеваем в том, чем всего усерднее предаемся. Один мальчик в 12 лет, учась в элитной английской школе, до сих пор не знает названия месяцев года, не знает, где находится север и юг, впервые услышал слово «калина», а чугун собрался класть в чай. И еще примерно сотни две элементарных слов, которые не знать в 12 лет — это, знаете ли… С интеллектом мальчика абсолютно все в порядке.

Не делайте дебила из своего смышленного малыша! Если он станет дебилом, то только благодаря вам! Дайте ему жить, оставьте его в покое (в то же время контролируя его жизнь и круг общения, безусловно). Он должен играть, читать, отдыхать, общаться с другими детьми. Он ребенок! Он учится в игре. Наблюдайте за ним, это будет лучше всего и, выявив склонности к чему-либо, задатки, которые затем раскроются в способностях, развивайте их. Остальному уделяйте ровно столько времени, сколько необходимо, чтобы из вашего ребенка вырос образованный человек и чтобы он не стал похож на Шерлока Холмса, который был удивлен, что Земля, оказывается, круглая.

Тенденция шестая. Ребенок — со­вершенство. Он должен себя любить, хвалить сам себя, восхищаться своей внешностью и умом. Это называется у таких родителей «повышением самооценки».
За свою практику слышу это от клиентов во второй раз. Стало сильно раздражать. «У вашего ребенка с этим проблема…» — «У моего ребенка нет проблем!». Послушайте, дорогие родители! Это же смешно, вам не кажется?! Назовите существующую проблему «трудностью», «сложностью» или «задачей, требующей решения». Но проблема не перестанет быть проблемой, от изменения слова проблема не перестанет существовать, неужели это непонятно?! Это выглядит позицией страуса: голова в песок — и проблема исчезла. Или как у малыша — закрыл глаза и ему кажется, что его никто не видит.

Если вы будете отрицать существование проблемы (настаиваю на этом слове), они не только не исчезнут, но будут шириться, множиться и укрепляться. Признать, что проблема есть — это первый шаг к ее ликвидации, странно вообще, что я пишу это, адресуя взрослым людям.

И никто не приходит к психологу с ребенком с завышенной самооценкой, а таких детей сейчас большинство — результат новых «тенденций» в воспитании. Все приходят эту самую самооценку повысить еще больше. А вы не боитесь, что станете для такого ребенка слишком мелки, пусты, неинтересны, глупы, бездарны и т. д. и т. п. — попросту вы станете недостойны ребенка с такой самооценкой? А как он будет жить, вы подумали? Вам хочется, чтобы его ненавидели все вокруг — явно или тайно? Чтобы у него не было друзей? Вы хотите, чтобы он жил в изоляции? Пусть он и достигнет с помощью вашего воспитания финансового благополучия. Но любви и уважения нельзя купить за деньги! А если он не рассчитает своих сил, а вы внушите ему, что он сверхчеловек и может летать без крыльев? И он сиганет с балкона (с крыши небоскреба, с водонапорной башни и т. д. — вариантов может быть множество). Естественно, я говорю не буквально — необязательно крылья и необязательно крыша. Это может быть и взрослый (или достаточно взрослый), переоценивший свои способности. Например, не имеющий слуха и голоса молодой человек, решивший стать певцом. Что его ожидает? Боль, разочарование, потерянные годы, потраченные средства.

Думайте, что вы делаете, зачем и каковы будут последствия. Ради ребенка. Ради себя. Ну и, если для вас нравственность — не пустой звук, и ради нашего общего будущего. Удачи!




Додати новий коментар