Раннее детство (часть 3)

Бесспорно, что именно ранний возраст является самым значимым этапом жизни человека, когда происходит бурное интеллектуальное и психическое развитие. Корень многих «взрослых» проблем лежит именно в раннем дошкольном возрасте.

Ошибки воспитания детей этого возраста приводят к самым отрицательным последствиям, например, у ребёнка может появиться замкнутость, излишняя робость или, наоборот, агрессивность и конфликтность, капризность, гипер­активность; отсутствие любознательности и стремления узнавать новое. Коррекция деформированных качеств требует значительных временных затрат и больших усилий, поэтому предотвращение — это самая разумная стратегия.

Именно в период раннего детства складывается личность ребёнка, его внутренний мир, формируются доброжелательность, доверие к миру, уверенность в своих силах, развиваются творческие способности. Однако все эти качества не появляются сами по себе — это «продукт» общения ребёнка со взрослыми, результат их совместной деятельности. Научить любить другого человека и заботиться о нём — важная задача родителей детей до трёх лет.

Но воспитание — это не череда бесконечных похвал и поощрений. Невозможно избежать запретов и наказаний. Но нужно понимать, что ребёнок двух-трёх лет действует под воздействием своих неосознаваемых и сиюминутных чувств и желаний. Малыши такого возраста непосредственны и импульсивны, он не анализирует своих мотивов, последствий своих действий, тем более отдалённых. Поэтому требуя чего-то от ребёнка, нужно объяснять свои запреты в доступной форме.

Противоречия в воспитании

Противоречия в воспитании оче­нь плохо влияют на формирование личности ребёнка. Если вы то целуете его, то отталкиваете и ругаете, ребё­нок скорее поверит тому, что вы его не любите, чем наоборот. Если вы радуетесь его любознательности, но всё время стараетесь пресечь его «излишние» вопросы или проигнорировать их, то ребёнок перестанет их задавать. Если вы приветствуете самостоятельность ребёнка, но в то же время говорите, что вы спешите и поэтому сами одеваете, обуваете и завязываете ему шнурки (особенно ворча одновременно, что ничего-то он не умеет, толком правильно никогда не сделает), то ребёнок перестанет проявлять инициативу и делать что-то сам, потому что вы пошатнёте в нём уверенность в собственных силах.

Запретов можно избежать разумным предотвращением самих ситуаций и не провоцировать опасных случаев. Например, нужно убрать с глаз долой все опасные предметы. Или, в крайнем случае, заменить их аналогичными безопасными.

В период раннего детства ребёнка начинают учить простым правилам этикета. Например, он узнаёт, что нельзя класть локти на стол во время еды, еду не берут с тарелки руками, что перед едой и после туалета моют руки, что игрушки складывают в определённом месте и убирают за собой, что нужно здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуй­ста» и «извините».

Ребёнок должен знать, что нужно вести себя тихо, не перебивать взрослых, не мешать другим членам семьи (в том числе братьям-сёстрам), когда те заняты или отдыхают, не хватать без спроса вещи в чужой квартире или еду со стола, не шарить в гостях по ящикам, не требовать подарков и т. д. Конечно же, хорошо бы воспитать также в ребёнке способность не плакать по пустякам.

Важнейшим этапом развития ре­бё­н­ка является усвоение значений понятий «надо» и «нельзя». Усвоив сис­тему правил и запретов (по возможности, немногочисленных и оправданных), ребёнку легче будет строить взаимоотношения со взрослыми. Но тут большая опасность заключается в том, что взрослые непоследовательны в собственных требованиях и часто поддаются на капризы, слёзы и давление со стороны ребёнка.

Золотое правило: запретив что-то один раз, вы должны оставаться непреклонными, иначе вам при­дётся удивиться, как быстро ваш ребёнок усвоит роль манипулятора. Если вы требуете что-то от ребёнка, добейтесь того, чтобы требование было выполнено, проследите за этим. Только так можно добиться формирования привычки уважать ваши требования, считаться с ними и выполнять их. Непоследовательность в требованиях, их большое количество, их противоречивость ведут к развитию неврозов у детей, повышенной капризности, раздражительности, упрям­ства.

Непослушание детей

Непослушание детей этого возраста — норма, так как ближе к трём годам ребёнок начинает осознавать себя личностью и стремиться к самостоятельности. «Я сам!» — заявив это однажды, малыш начинает активно отстаивать свои права на самостоятельные действия и отвергает помощь взрослых. Родители должны предоставить детям максимально возможную свободу, но в то же время чётко ограничивать их там, где для них существует реальная опасность. Лишение свободы действий и выбора — столь же большая ошибка, как неограниченная свобода.

Однако кризис этого возрастного этапа в разных семьях проходит по-разному, где-то более ярко и напряжённо, где-то — более сглажено и спокойно. Бывает, что ребёнок выражает свой протест в форме упрямства и попытка повторить какую-то проказу, шалость. Лучший способ в этом случае — отвлечь ребёнка от нежелательного действия. Все взрослые должны поддерживать друг друга, а отношения между собой выяснять в отсутствие ребёнка. Когда мама запретила, а папа разрешил — это огромная ошибка. Соблюдение режима дня, когда ребёнок отправляется спать строго по часам, способствует усвоению слова «надо».

В этом возрасте ребёнок должен уметь занять себя сам, пока вы не можете уделить ему время. Он должен уметь разглядывать картинки, начинать пользоваться ножницами, раскрашивать и рисовать, играть в простые сюжетные игры и т. д., и делать это самостоятельно.

Ирина Бойко




Додати новий коментар