Психическое развитие ребёнка. Возрастные кризисы

Мы познакомились с таким периодом жизни ребёнка, как младенчество (от рождения до года). Прежде чем рассказать вам, уважаемые читатели, о следующем важном периоде жизни и развития малыша — раннем детстве — остановлюсь на такой теме, как «возрастные кризисы».

Большинство людей часто и с лёгкостью употребляют подобные выражения: «у него такой возраст», «у него сейчас возрастной кризис», «подростковый возраст», «кризис переходного возраста» и т.д. Но всегда ли каждый знает, что же кроется за этими формулировками? Мы сегодня рассмотрим эту тему подробнее.

Так как данная серия моих статей посвящена развитию ребёнка, то мы и не будем касаться сейчас кризисов взрослого человека.

Разные авторы по-разному группируют возрастные этапы. Но чаще всего выделяют 6 возрастных периодов психического развития ребёнка, охватывающих диапазон от момента рождения до юношества.

Каждый такой этап имеет свои особенности, являющиеся следствием процесса взросления. Безусловно, нет на свете двух одинаковых детей. У всех различны не только физические данные, но и задатки, способности, темперамент, характер. Также дети отличаются и уровнем развития психических функций. Но это в общем. Кроме индивидуальных различий, каждый возрастной период имеет свои особенности развития сознания, памяти, мышления, речи, восприятия, внимания, интересов, свойств личности.

Ребёнок постоянно меняется. Он растёт, становится другим. От родителей требуется как минимум понимание этого факта. Сознание родителей не успевает за взрослением любимого сына или дочери. Чаще всего взрослые не могут приспособиться к темпу изменений, которые происходят ежедневно, и заметны только внимательному глазу. Только-только родителям ясны стали проблемы одного возрастного этапа, они научились справляться с его проблемами, как ребёнок переходит на следующий этап развития. Внимание и гибкость — пожалуй, два главных качества родителя, кроме, конечно, любви.

Развитие ребёнка — это постоянное движение, постоянный переход от одной возрастной ступени к другой. Для психического развития ребёнка первостепенное значение имеет деятельность. Потому что только в деятельности вырабатываются новые способы поведения. А они уже, в свою очередь, формируют новые качества личности.

Итак, обычно выделяются такие возрастные этапы:
1) младенчество (от рождения до года);
2) раннее детство (от года до трёх лет);
3) дошкольное детство (от трёх до семи лет);
4) школьный возраст (7—17 лет). В нём принято выделять 3 периода развития:
а) младший школьный возраст (7—11 лет);
б) средний школьный возраст (11—15 лет);
в) старший школьный возраст (15—17 лет).

В соответствии с общепринятой классификацией подростковым возрастом считается возраст с 11—12 до 15—17 лет. Это соотносится со средним школьным возрастом. Мальчики взрослеют обычно на 1—2 года позже девочек.

К юности относится период от 15—16 лет до 21—21 года (15—17 лет — ранняя юность). Ранняя юность — это старший школьный возраст.

В процессе развития на разных возрастных этапах ребёнок проходит через так называемые «кризисы развития». Это переходные периоды от одного этапа к другому. Кризисы возникают как бы в точке перехода от одного возраста к следующему и означают завершение предыдущего этапа развития и начало следующего.

Известный психолог Д.Б. Эльконин считал, что основа любого кризиса — это взросление, отдаление от взрослого. Вернее, даже не отдаление, а изменение окраски отношений со взрослым. Поэтому кризисы развития являются неизбежными, необходимыми и закономерными, в т.ч. и такие их проявления, как проявляющиеся в поведении негативные черты. Справедливости ради надо добавить, что выраженность этих «негативных черт» чрезвычайно индивидуальна, как и способы, и формы их проявления. Зависит эта «индивидуальность проявления» не только от врождённых качеств, но и от воспитания, от успешности прохождения предыдущего этапа развития.

Самыми известными кризисами являются следующие:
1) кризис новорождённости (до 1 месяца);
2) кризис 3 лет;
3) кризис 6 лет;
4) кризис 6—7 лет;
5) подростковый кризис;
6) юношеский кризис.

Уважаемые родители! Помните: кризисы — это нормально. Более того — это совершенно необходимое условие развития. Чем больше вы будете бояться их и акцентировать своё внимание и внимание ребёнка на его «кризисе», тем будет сложнее вам обоим успешно пройти этот период. Вы должны помочь своему ребёнку и себе. Задача взрослого — помочь ребёнку пройти кризис развития максимально безболезненно. В конце концов, всё закладывается в детстве. И от того, насколько ребёнок успешно и гладко пройдёт неизбежный кризис, зависит наличие или отсутствие определённых проблем в его уже взрослой жизни.

Таким образом, подытоживая сказанное, сделаем выводы. Возрастные периоды и возрастные кризисы — это необходимые, обязательные стадии развития. Невозможно «перескочить» какую-нибудь из этой стадии, минуя все волнения кризисных точек, потому что каждая новая ступень психического развития ребенка логически следует за предыдущей. Точно так же, как за зимой — весна, за ночью — утро, а за 2011 годом неизбежно пришёл 2012-й. Счастья и удачи вам в новом году! Пусть и вам, и вашим детям будет в нём уютно и тепло.




Додати новий коментар