Проблемы младших школьников

Самое главное событие в жизни ребенка на данном возрастном этапе — это поступление в школу. Организм ребенка продолжает активно расти и развиваться: костная, мышечная, нервная системы, работа внутренних органов претерпевают значительные изменения. Начинается постепенная физиологическая перестройка, включаются новые половые гормоны, и все это в комплексе требует от организма младшего школьника мобилизации всех жизненных резервов. В то же время эмоциональность и возбудимость детей возрастает, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Высокая эмоциональность младших школьников — причина их бурного реагирования на определенные ситуации. Координация движений значительно улучшается, и не только в спорте, танцах или детских подвижных играх, но и в мелкой моторике (что, как мы знаем, очень важно для письма и рисования). Непоседливость, резвость, склонность к шалостям, энергичность, высокая подвижность — одна из основных черт детей этой возрастной группы. И это, конечно же, сильно напрягает нервную систему родителей и учителей. Но никто не становится взрослым, перепрыгнув возрастные этапы.

Работоспособность и физическая выносливость у ребенка — младшего школьника растет, но утомляемость у него еще высокая, и он быстро устает. Поэтому многие психологи и педагоги считают, что продолжительность урока в 30 минут оптимальна для младших школьников; по крайней мере, в 1-м классе. Однако хочу заметить такую удивительную вещь (ни в коем случае не в качестве саморекламы): все без исключения дети даже 5—6 лет абсолютно спокойно проводят со мной 2—3 полных астрономических часа интенсивных занятий. Другое дело, что я использую специальную методику, которая не позволяет детям уставать и помогает им сохранять внимание на протяжении этого довольно длительного времени. Детям — младшим школьникам так же, как и пяти-, шестилетним детям нужен выплеск активности; да и запоминание, по последним научным проверенным данным, лучше происходит во время движения, в т. ч. у взрослых. Кроме того, нужно помнить о наглядности — яркое и запоминающееся воспринимается ребенком лучше всего.

Главное открытие для ребенка младшего школьного возраста: существует «надо» и «хочу», причем первое важнее второго. Начинают совершенствоваться волевые качества, закладывается фундамент личности. Ребенок усваивает основные нравственные нормы, знакомится с главными формами человеческой культуры (в т. ч. прикасается к искусству, к науке) и понимает, что его поведение должно соответствовать общепринятым нормам и ожиданиям. Все это является большой нагрузкой на психику младшего школьника. Ведь в его жизнь прочно входят понятия «дисциплина», «организованность», «ответственность», а также необходимость сдерживать свои желания и обуздывать свои эмоции, подчиняться старшим (взрослым). Так как психическое напряжение возрастает, то, чтобы не вырастить невротика, задача родителей — не оградить ребенка от всех возможных трудностей, а помочь ему их преодолеть и приспособиться к новой, почти взрослой жизни с минимальными нервными затратами, не сделав его самооценку сверхвысокой или заниженной.

В школе ребенок начинает сравнивать себя с другими детьми и обнаруживает, что он не во всем лучший (что, в принципе, вообще нереально). Для любого ребенка это малоприятное открытие; для «залюбленных» же до потери сознания детей — это просто большая травма. Чтобы избежать этого, родители должны направить свои усилия на то, чтобы ребенок более-менее адекватно оценивал собственные возможности и понимал, что невозможно быть первым во всем. Также хорошо было бы ребенку понимать, что безусловная любовь близких людей — это любовь близких, а чужие взрослые люди могут к нему относиться хорошо и очень хорошо, но, скорее всего, они будут гораздо более объективными в оценке его способностей и талантов. Очень важно предотвратить появление у ребенка такого отвратительного качества, как зависть, которое будет осложнять жизнь прежде всего ему самому. Если же ребенок действительно превосходит других по каким-то личностным качествам или по способностям, не менее важно не допустить появление в вашем сыне или дочке чувства превосходства.
Роль оценки взрослых для младшего школьника очень вырастает; поэтому он выбирает такую модель поведения, чтобы заслужить одобрение, а не порицание. Младший школьник боится, что его обвинят в трусости или во лжи, подвергнут насмешкам или станут ругать. Постепенно нормы общественного поведения становятся его собственными нормами, повышается требовательность к самому себе.

К сожалению, многие дети (до 60%, т. е. больше половины) имеют трудности адаптации к начальной школе, это весьма актуальная проблема. Основные причины: физическая ослабленность ребенка, его психологическая неготовность к школе, отставание в развитии, педагогическая запущенность, плохая подготовленность к школе и т. д. Дети с отставанием в развитии, например, нуждаются в особых условиях обучения, они не в состоянии овладеть элементарными навыками счета, чтения и письма, к тому же они тяжело входят в коллектив и имеют сложности в общении с одноклассниками. И самым лучшим выходом для них было бы обучение по специальным программам, пока они не сравняются со сверстниками по уровню подготовки и степени готовности к обучению, умению устанавливать социальные контакты. Так что факторы, осложняющие обучение ребенка в школе, очень разнообразны.

Практически каждому известно о «кризисе подросткового возраста», многие также слышали о кризисе трех лет. Но очень редко говорят о кризисе 7 лет, а ведь это тоже переломный этап в жизни ребенка, очень важный этап, когда ребенок начинает осознавать свое новое место в мире, вступает в новую систему отношений, границы его мира сильно расширяются, появляется социальная позиция — позиция школьника, ответственного за учебу. Ребенок осознает, что учеба занимает в его жизни важное место, что взрослые чрезвычайно ценят достижения в этой сфере, и стремится занимать достойное место, заслужить похвалу и одобрение. Система ценностей ребенка тоже претерпевает значительные изменения. Конечно, ваша дочка или сын будут еще долго продолжать играть, но игра постепенно уступает учебе; учеба становится более ценной. Милая детская непосредственность постепенно уходит; ребенок учится скрывать свои чувства, свои переживания, сомнения, волнения и обиды и больше думает перед тем, как действовать. Импульсивность ребенка начинает уменьшаться. Но все эти процессы происходят постепенно, а вот самым сложным для ребенка и его родителей является первый месяц школы.

Требовательность — это хорошо и необходимо, но не переборщите с ней. Постарайтесь, чтобы ваши требования были выполнимыми, не ждите от ребенка слишком много и сразу. Очень быстро у многих детей наступает разочарование в школе, и это происходит часто оттого, что дома их сориентировали неправильно, внушили, что школа — это сплошной праздник без обязательств. Но школа и не должна быть устрашающим жупелом, помните об этом.

Ирина Бойко
магистр педагогики, магистр психологии, преподаватель русского языка и зарубежной литературы, преподаватель украинского языка и украинской литературы




Додати новий коментар