Дошкольное детство

Как заниматься с ребенком чтением? Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок как можно скорее начал читать. Хотя до сих пор в 1-й класс многие дети идут, не зная даже букв. Вроде бы и есть отбор, похожий скорее на экзамен, и каждый год требования все более ужесточаются — но тем не менее фактом остается то, что нечитающих в 6 (а то и в 7) лет детей немало.

Нужно ли уметь ребенку-дошкольнику читать? Да, безусловно. Если у ребенка нет каких-либо серьезных проблем со здоровьем (например, со зрением) или с умственным развитием, он не страдает алексией (нарушением чтения, связанным с поражением различных отделов коры головного мозга), ребенок должен читать к школе. Подчеркиваю: не знать отдельные буквы, не знать алфавит. Не читать по складам. Он должен читать без запинки целыми предложениями, пересказывать содержание текстов, отвечать на вопросы, иметь хорошо развитую речь, большой запас слов, уметь высказать сложную мысль, задать вопрос и ответить на него. Малыш должен отличать буквы от звуков; понимать, чем отличаются гласные от согласных. Он должен с успехом находить нужную букву в начале, середине и конце слова, а также придумывать слова на заданную букву. А словарный запас старшего дошкольника в норме составляет от 4 до 6 тыс. слов.

Шестилетний дошкольник должен иметь понятие о слогах и уметь разбивать слово на слоги. Вообще как можно раньше после изучения букв переходите к слоговому чтению. Материалы по слоговому чтению можно найти в Интернете, а можно купить прекрасный букварь Н. Жуковой и обучать по нему. Учите не соединять буквы в слоги, а чи­тать по слогам, тогда ребенок начнет читать быстрее.  Развитие речи, воображения в этом возрасте происходит огромными темпами. С ребенком нужно играть в максимально разнообразные игры со словами. Малыш с удовольствием слушает стихи, пословицы, поговорки, сказки. 

Старшие дошкольники с удовольствием играют в словарные игры (например, он с легкостью подбирает антонимы — противоположные по смыслу слова: «холодный» — «горячий», «мокрый» — «сухой», «большой» — «маленький» и т. д.). Аналогично можно расширить словарь синонимов, научить малыша определять похожие по смыслу слова. Можно, например, называть ребенку ряд слов и определить, какие из них похожи по смыслу и почему (например: «грусть — радость — печаль», «бестолковый — маленький — глупый» и т. д.). Можно поиграть в подбор эпитетов (прилагательных). Например: трава какая? (зеленая, шелковистая, мягкая, высокая, колючая, скользкая, сухая, мокрая, болотная и т. д.), медведь какой? (большой, бурый, белый, добрый, дрессированный, лесной и т. д.). Игра на суффиксы: у медведя жена — медведица, ребенок — медвежонок; у зайца — зайчиха и зайчонок и т. д. Игра на ласкательные суффиксы: цветок синий, а цветочек синенький; солнце теплое, а солнышко — тепленькое и т. д. Таких игр очень много, можно придумать самим, а можно покопаться в «правильной» литературе. Хорошо во время словарных игр использовать мяч. Вы бросаете ребенку мяч, а он возвращает его с ответом на ваш вопрос.

Словарные игры чрезвычайно обогащают вашего ребенка. Не унижайте его максимальным облегчением творческих и учебных задач! Вашему малышу по силам справиться даже с задачами довольно сложными. Но они должны быть интересными и доступными. Ребенок развивается не тогда, когда ему предлагаются легкие задания, для решения которых не нужно прилагать никаких усилий. А тогда, когда нужно задуматься. Но если задание слишком сложно, ребенок еще не готов к успешному преодолению трудностей — ему это еще не по зубам, будьте осторожны! Так можно убить интерес к учебе.

Лучшее развитие речи — это самостоятельный пересказ прочитанного. Как более легкий, первоначальный вариант — ответы на вопросы. Вопросы должны быть обязательно такими, чтобы ребенок не поддался искушению отвечать односложно («да» и «нет»). Малыш должен отвечать развернуто. Если ребенок успешно справляется с ответами на вопросы, можно переходить к полному пересказу. Не исправляйте вашего малыша слишком часто, если он делает ошибки в ударениях, перекручивает новые слова или строит предложения неправильно. Останавливайте его, исправляйте, но в меру, иначе он замкнется и вы получите обратный эффект. Все новые слова, появившиеся в лексиконе вашего малыша, нужно обязательно объяснять! Прежде чем начать объяснение, помните правила: объяснения должны быть краткими; они должны быть доступными пониманию ребенка 6 лет; объяснения не должны включать в себя еще дополнительные новые понятия («матрешка в матрешке»). 

Если в вашем доме никто не читает, не надейтесь, что ребенок добровольно возьмет в руки книжку и полюбит чтение. 

Для развития воображения, творческих способностей, лексического запаса и правильной речи самыми эффективными будут в порядке убывания эффективности: 1) самостоятельное чтение; 2) чтение ребенку вслух; 3) прослушивание ребенком аудиосказок, радиоспектаклей, песенок, стихов; 4) просмотр мультфильмов, сказок по компьютеру или по телевизору. 

Поскольку при чтении или прослушивании ребенок включает фантазию — ведь ему не предлагаются готовые решения, нет никаких визуальных (а при чтении — даже аудио-) образов, их нужно достраивать самостоятельно — это лучшее времяпровождение для развития вашего малыша, для его духовного обогащения.  Помните, что если вы хотите развить у ребенка богатую и правильную речь, с ним ни в коем случае нельзя сюсюкать. Не искажайте слова, «переводя» их с детского на взрослый язык. Это не облегчит понимание, а наоборот — только затруднит развитие речи. Говорите с ребенком правильно, а лучше — безукоризненно правильно. Это не исключает совместное придумывание новых словоформ — смешных и милых слов, которые употребляются только в вашей семье. Малыш с удовольствием поможет вам в этом. 

Развитие мелкой моторики рук ребенка прямо влияет на развитие его речи, поскольку области мозга, которые ответственны за мелкую координацию пальцев, находятся в тесной взаимосвязи с теми областями мозга, которые отвечают за речь. 

Наиболее эффективным является игра на музыкальных инструментах — прекрасно подходит для этого фортепиано. Особенно я бы рекомендовала это занятие для левшей. Левши обычно рождаются с хорошими художественными задатками, прекрасно чувствуют музыку, а вот с речью и письмом у них проблемы, поэтому развитие мелкой моторики посредством музыки им особенно полезно. Да и правши получат от этого только пользу, потому что обе руки при фортепианной игре движутся не синхронно, а выполняют различные задачи в одну единицу времени. А это развивает оба полушария мозга более гармонично и равномерно. 

Пальчиковая гимнастика тоже даст хороший эффект. Упражнения для старших дошкольников будут максимально эффективными, если заниматься ежедневно по 6—8 минут. Комплекс состоит из 6—8 упражнений, каждое из которых должно выполняться от 3 до 5 раз.

Подойдут игры с мелкими предметами: пуговицами, мозаикой, пластилином, конструкторами, игры с пазлами, нанизывание бус и бисера, плетение шнуровки, выкладывание узоров из круп.

Ребенок будет заниматься с удовольствием и начнет удивлять вас своими успехами, если почувствует, что вы сами занимаетесь вместе с ним с удовольствием. Будьте творческими, будьте изобретательными. Будьте как дети! Ощущая радость от занятий, вы передаете это ощущение своему ребенку. И он вас не подведет.

Автор Ирина Бойко




Додати новий коментар